9962 родителей школьников из разных регионов страны с 14 октября по 6 ноября приняли участие в социальном мониторинге – они оценили ассортимент блюд, свежесть продуктов, чистоту в столовых, ответили, как их детям нравится вкус школьной еды и что они могли бы предложить для улучшения школьного меню.
Участниками мониторинга стали родители детей, обучающихся в государственных школах Казахстана. Доля родителей учащихся начального звена (1-4 классы) составила около 53%, родителей учащихся среднего звена – около 27%, родителей старшеклассников – около 5%. Около 15 % от общего объема выборки - родители, имеющие нескольких детей, обучающихся как в начальной школе, так и в старших классах.
Около 85 % участников мониторинга – это родители, дети которых питаются в школьной столовой на регулярной ежедневной основе и получают горячее питание (обед, либо завтрак, либо двухразовое питание).
Регулярность питания в школах несколько падает по мере взросления ребенка (если в начальной школе на ежедневной основе в школах питаются более 95% детей, то в средних классах этот процент составляет и старших классах этот процент составляет около 63%, в старших классах около 59%).
Таким образом, состав участников мониторинг позволяет получить достоверные и надежные данные о качестве организации горячего питания в государственных школах Казахстана.
Мониторинг показал, что вопрос качества питания в детей в республиканских государственных школах важен и актуален, поскольку рассматривается как важная составляющая формирования здоровой нации. Более 55 % участников мониторинга считают, что питание в школах оказывает непосредственное влияние на здоровье детей, и лишь около 25 % не видят прямой связи между состоянием здоровья своих детей с качеством питания в школах.
Ответственность за контроль над качеством питания в школах в семьях возлагается преимущественно на матерей (более 96% участников социального мониторинга – это женщины).
На фоне высокой значимости проблемы чуть более половины опрошенных являются полностью удовлетворенными качеством детского питания в школах (около 45 %считают качество хорошими очень хорошим, около 8% - отличным). На фоне высокой социальной важности и значимости проблемы – это не очень большие цифры.
При этом около 25% считают детское питание лишь удовлетворительным, около 10 % – плохим или очень плохим, еще 12% затрудняются ответить.
По сравнению с сельскими школами в городских школах удовлетворенность питанием ниже: если в сельских школах доля родителей, считающих детское питание хорошим, очень хорошим и отличным составляет около 60%, то в городских школах эта доля составляет всего около 37%. Доля городских родителей, считающих школьное питание плохим и очень плохим составляет почти 17%, в то время как в сельской местности таких родителей всего около 7%.
Наиболее значимыми причинами недостаточно высокой удовлетворенности школьным питанием являются
· недостаточно разнообразное меню: около 33% считают меню недостаточно разнообразным и совсем неразнообразным);
· отсутствие регулярности в обеспечении детей свежими продуктами: около 27 % родителей подчеркивают проблемы, связанные со свежестью продуктов;
· более 22 % недовольны размерами порций («Хотелось бы, чтобы они были больше»).
Уровень удовлетворенности школьным питанием падает по мере взросления ребенка. Прежде всего это касается размера порций: если доля родителей учащихся 1-4 классов, недовольных маленьким размером порций, составляет около 17%, то среди родителей учащихся 5-11 классов она вырастает до 31%. Получается, что чем старше становятся дети, тем чаще они не наедаются в школе (нормативы питания не учитывают возросших потребностей ребенка).
Важно отметить, что более 30% родителей затрудняются в оценках санитарного состояния школьных столовых (возможно из-за отсутствия времени или доступа), поэтому в целом сложно оценить уровень неудовлетворенности в этом вопросе.
Таким образом, сложно сказать, что проблема качества питания детей в школах Казахстана является полностью решенной. Мониторинг показал, что хорошим ресурсом, который можно было бы задействовать в решении этого вопроса – высокий потенциал вовлеченности со стороны самих родителей – более 35 % участников социального мониторинга готовы принять участие в организации общественного контроля за качеством питания в государственных школах. Среди родителей детей начальной школы готовность участвовать в общественной жизни особенно высокая и составляет почти 40%.
Участниками мониторинга стали родители детей, обучающихся в государственных школах Казахстана. Доля родителей учащихся начального звена (1-4 классы) составила около 53%, родителей учащихся среднего звена – около 27%, родителей старшеклассников – около 5%. Около 15 % от общего объема выборки - родители, имеющие нескольких детей, обучающихся как в начальной школе, так и в старших классах.
Около 85 % участников мониторинга – это родители, дети которых питаются в школьной столовой на регулярной ежедневной основе и получают горячее питание (обед, либо завтрак, либо двухразовое питание).
Регулярность питания в школах несколько падает по мере взросления ребенка (если в начальной школе на ежедневной основе в школах питаются более 95% детей, то в средних классах этот процент составляет и старших классах этот процент составляет около 63%, в старших классах около 59%).
Таким образом, состав участников мониторинг позволяет получить достоверные и надежные данные о качестве организации горячего питания в государственных школах Казахстана.
Мониторинг показал, что вопрос качества питания в детей в республиканских государственных школах важен и актуален, поскольку рассматривается как важная составляющая формирования здоровой нации. Более 55 % участников мониторинга считают, что питание в школах оказывает непосредственное влияние на здоровье детей, и лишь около 25 % не видят прямой связи между состоянием здоровья своих детей с качеством питания в школах.
Ответственность за контроль над качеством питания в школах в семьях возлагается преимущественно на матерей (более 96% участников социального мониторинга – это женщины).
На фоне высокой значимости проблемы чуть более половины опрошенных являются полностью удовлетворенными качеством детского питания в школах (около 45 %считают качество хорошими очень хорошим, около 8% - отличным). На фоне высокой социальной важности и значимости проблемы – это не очень большие цифры.
При этом около 25% считают детское питание лишь удовлетворительным, около 10 % – плохим или очень плохим, еще 12% затрудняются ответить.
По сравнению с сельскими школами в городских школах удовлетворенность питанием ниже: если в сельских школах доля родителей, считающих детское питание хорошим, очень хорошим и отличным составляет около 60%, то в городских школах эта доля составляет всего около 37%. Доля городских родителей, считающих школьное питание плохим и очень плохим составляет почти 17%, в то время как в сельской местности таких родителей всего около 7%.
Наиболее значимыми причинами недостаточно высокой удовлетворенности школьным питанием являются
· недостаточно разнообразное меню: около 33% считают меню недостаточно разнообразным и совсем неразнообразным);
· отсутствие регулярности в обеспечении детей свежими продуктами: около 27 % родителей подчеркивают проблемы, связанные со свежестью продуктов;
· более 22 % недовольны размерами порций («Хотелось бы, чтобы они были больше»).
Уровень удовлетворенности школьным питанием падает по мере взросления ребенка. Прежде всего это касается размера порций: если доля родителей учащихся 1-4 классов, недовольных маленьким размером порций, составляет около 17%, то среди родителей учащихся 5-11 классов она вырастает до 31%. Получается, что чем старше становятся дети, тем чаще они не наедаются в школе (нормативы питания не учитывают возросших потребностей ребенка).
Важно отметить, что более 30% родителей затрудняются в оценках санитарного состояния школьных столовых (возможно из-за отсутствия времени или доступа), поэтому в целом сложно оценить уровень неудовлетворенности в этом вопросе.
Таким образом, сложно сказать, что проблема качества питания детей в школах Казахстана является полностью решенной. Мониторинг показал, что хорошим ресурсом, который можно было бы задействовать в решении этого вопроса – высокий потенциал вовлеченности со стороны самих родителей – более 35 % участников социального мониторинга готовы принять участие в организации общественного контроля за качеством питания в государственных школах. Среди родителей детей начальной школы готовность участвовать в общественной жизни особенно высокая и составляет почти 40%.