Основная идея обязательного социального медицинского страхования заключалась в повышении доступности медицинской помощи населению, а также сокращении нагрузки на республиканский бюджет. К сожалению, этого не произошло. Об ожиданиях, результатах и запросах рассказал аналитик Общественного фонда «Әділдік және Өркендеу» Жанибек Даринов в ходе Экспертной стратегической сессии «Система ОСМС: проблемы и пути решения».
Так, по данным Высшей аудиторской палаты, из 15,5 млн застрахованных граждан - 11,3 млн, или 73% относятся к льготным категориям. Это дети, лица с инвалидностью, студенты, безработные, пенсионеры, оплата за которых ложится на государство. За аудируемый период объем гарантированного объема бесплатной медпомощи увеличился на 40% – с 1 трлн тенге в 2019 году до 1,4 трлн тенге в 2023 году. Объем трансфертов республиканского бюджета за льготные категории вырос на 18% – с 299 млрд тенге в 2020 году до 351 млрд тенге в 2021 году.
«Запланированное снижение нагрузки на государство за счет введения солидарной ответственности граждан не состоялось. Главой государства было отмечено, что несмотря на увеличение бюджетных расходов на финансирование системы здравоохранения, медицинская помощь остается недоступной для населения. Одной из причин этого является недостаточно эффективное управление финансовыми средствами из разных источников финансирования. Мы знаем, что в рамках Дорожной карты на 2020-2025 годы начаты определенные работы по цифровизации, устранению приписок, разграничению пакетов ГОБМП и ОСМС. Тем не менее, мы видим, что у населения остается много вопросов к системе ОСМС», - отметил эксперт.
Это нехватка узких специалистов, из-за чего возникают очереди в поликлиниках. Особенно актуальной является проблема организации медпомощи в селах. Нехватка направлений на обследования, которые заканчиваются в середине месяца. Пациенты не могут своевременно получить необходимые услуги (обследования и лечение), а также получить положенные им бесплатные лекарства. В поликлиниках отсутствуют МРТ или УЗИ: люди месяцами ждут своей очереди, в то время как в платных поликлиниках все делается за один день.
«Мы предлагаем установить общественный контроль путем включения в состав Общественных советов при Минздраве и ФСМС РК независимых директоров. Это поднимет деятельность ведомств на качественно новый уровень, снизит коррупционную составляющую. Дать возможность гражданам страны самим выбирать вид медицинского страхования - солидарный или добровольный. Пусть граждане сами решают, куда направить выделенные им бюджетом деньги, или сколько откладывать на свое здоровье. Выбор пациента должен быть не только на уровне первичной медико-санитарной помощи, больницы и скорой помощи, пациент должен иметь право выбирать себе врача, палату, лекарства. Также взносы и отчисления на ОСМС каждого человека должны сохраняться и накапливаться», - озвучил аналитик Фонда свод предложений своих коллег.
Снизить стоимость медицинских услуг возможно при наращивании конкуренции, привлекая новых поставщиков медицинских услуг. Доступ к договорам с ФСМС по ГОБМП и ОСМС должен быть круглогодичным. Сам Фонд должен на открытой конкурсной основе формировать цены на медицинские услуги в каждом регионе.
Кроме того, аналитики считают правильным предоставить возможность пациентам получать услуги скрининга в любой медицинской организации, тогда деньги будут следовать за ними. Ключевой момент - возможность использовать свои накопления в рамках ОСМС при обращении в частные клиники. Что в конечном итоге приведет к конкуренции цен на медуслуги, а также сокращению больных.
Так, по данным Высшей аудиторской палаты, из 15,5 млн застрахованных граждан - 11,3 млн, или 73% относятся к льготным категориям. Это дети, лица с инвалидностью, студенты, безработные, пенсионеры, оплата за которых ложится на государство. За аудируемый период объем гарантированного объема бесплатной медпомощи увеличился на 40% – с 1 трлн тенге в 2019 году до 1,4 трлн тенге в 2023 году. Объем трансфертов республиканского бюджета за льготные категории вырос на 18% – с 299 млрд тенге в 2020 году до 351 млрд тенге в 2021 году.
«Запланированное снижение нагрузки на государство за счет введения солидарной ответственности граждан не состоялось. Главой государства было отмечено, что несмотря на увеличение бюджетных расходов на финансирование системы здравоохранения, медицинская помощь остается недоступной для населения. Одной из причин этого является недостаточно эффективное управление финансовыми средствами из разных источников финансирования. Мы знаем, что в рамках Дорожной карты на 2020-2025 годы начаты определенные работы по цифровизации, устранению приписок, разграничению пакетов ГОБМП и ОСМС. Тем не менее, мы видим, что у населения остается много вопросов к системе ОСМС», - отметил эксперт.
Это нехватка узких специалистов, из-за чего возникают очереди в поликлиниках. Особенно актуальной является проблема организации медпомощи в селах. Нехватка направлений на обследования, которые заканчиваются в середине месяца. Пациенты не могут своевременно получить необходимые услуги (обследования и лечение), а также получить положенные им бесплатные лекарства. В поликлиниках отсутствуют МРТ или УЗИ: люди месяцами ждут своей очереди, в то время как в платных поликлиниках все делается за один день.
«Мы предлагаем установить общественный контроль путем включения в состав Общественных советов при Минздраве и ФСМС РК независимых директоров. Это поднимет деятельность ведомств на качественно новый уровень, снизит коррупционную составляющую. Дать возможность гражданам страны самим выбирать вид медицинского страхования - солидарный или добровольный. Пусть граждане сами решают, куда направить выделенные им бюджетом деньги, или сколько откладывать на свое здоровье. Выбор пациента должен быть не только на уровне первичной медико-санитарной помощи, больницы и скорой помощи, пациент должен иметь право выбирать себе врача, палату, лекарства. Также взносы и отчисления на ОСМС каждого человека должны сохраняться и накапливаться», - озвучил аналитик Фонда свод предложений своих коллег.
Снизить стоимость медицинских услуг возможно при наращивании конкуренции, привлекая новых поставщиков медицинских услуг. Доступ к договорам с ФСМС по ГОБМП и ОСМС должен быть круглогодичным. Сам Фонд должен на открытой конкурсной основе формировать цены на медицинские услуги в каждом регионе.
Кроме того, аналитики считают правильным предоставить возможность пациентам получать услуги скрининга в любой медицинской организации, тогда деньги будут следовать за ними. Ключевой момент - возможность использовать свои накопления в рамках ОСМС при обращении в частные клиники. Что в конечном итоге приведет к конкуренции цен на медуслуги, а также сокращению больных.